Главная > 
Каждый солдат должен знать свой маневр.

Коллектив Надежного Развития

Справочные материалы по управлению


Что такое управление

Не бойся ошибаться - неудача в семь раз полезнее успеха
М.Е. Литвак

Начнем с самого главного: что мы подразумеваем под "управлением"?

Ниже приведены материалы, которые являются классическими и общепринятыми в области управления.

В западных учебниках по менеджменту можно найти формулировку на любой вкус, но все они дают лишь общее представление о том, что представляет собой процесс управления. Мы предлагаем вашему вниманию визуальное представление деятельности управления в виде следующей схемы:

management

Эта схема представляет собой цикл управления деятельностью компанией, состоящий из взаимосвязанных этапов:

  • целеполагание
  • планирование
  • исполнение
  • контроль
  • анализ
  • формирование управленческого воздействия
  • корректировка
  • Цикл замыкается и может быть применен абсолютно к любому процессу, протекающему в компании: от внедрения новой продуктовой линии до разработки рекламного бюджета.

    Работу цикла можно проиллюстрировать на примере управления кораблем: в этом случае - Целеполагание - это принятие решения доплыть, например, из Ливерпульской гавани в Бразилию; Планирование деятельности - это решение о том, что для пополнения запаса горючего нам необходимо зайти в промежуточный порт, например, на Кубу; Исполнение - это, собственно, плавание; Контроль - это необходимость прочи-тать название порта и убедиться, что попали именно на Кубу, а не в Сенегал; Анализ - соотнесение желаемого местонахождения с действительным; Формирование управленческого воздействия - оргвыводы (например, приказ заменить проштрафившегося штурмана или предложение заменить компас); Корректировка - изменение планов или целей в зависимости от величины промаха; и так далее.

    Циклы - явление очень распространенное: жизненный цикл продукта, циклы развития экономики, циклы обработки сельскохозяйственных земель, лунные циклы и т.п. Сила цикла - в его повторении, воспроизводстве. Наверное, самое гениальное изобретение человечества - колесо - тоже имеет циклический суть.

    Но у циклов есть и свои принципы работы: цикл работает только в том случае, если присутствуют все его компоненты и он замкнут. Точно так же и в управлении. Если на предприятии отсутствует какой-либо из указанных этапов или нарушено его функционирование (например, фирма не имеет ясных целей или нет системы планирования и т.д.), то это означает, что цикл управления "разорван". В таких условиях неэффективно управляются как отдельные субсистемы, например, финансы фирмы, так и все предприятие в целом.

    Таким образом, управление предприятием состоит из последовательных и обязательных этапов. Какие фазы управленческого цикла подлежат автоматизации? Достаточно очевидно, что не целеполагание и корректировка, которые пока являются прерогативой именно человека, а не машины, поскольку на этих этапах разрабатывается/корректируется миссия, стратегия предприятия, его глобальные планы (имеющие, в основном, качественную оценку) или производится изменение плана - процесс, тоже не подлежащий алгоритмизации. Помочь в этом человеку может только другой (чуть не сказал "человек") консультант. Хорошо, если фирма-внедренец имеет отдел консалтинга, и при необходимости будет готова выделить опытных консультантов по этим вопросам. Формирование управленческого воздействия - процесс волевой, но в не меньшей степени, чем интеллектуальный. Компьютер тоже ничем не поможет. На всех же остальных стадиях автоматизация весьма и весьма уместна. В любом случае сбои на любой стадии управления приводят к тому, что объекту становится плохо или вовсе неуправляемым.

    Таким образом, при автоматизации системы управления предприятием автоматизировать нужно фазы планирования, контроля (учета) и анализа. Все три. А теперь сравните, присутствуют ли в используемой вами управленческой программе все эти функции? Чаще всего в компаниях автоматизирована фаза учета, бухгалтерского и оперативного. Но они принадлежат фазе контроля, и реализованы в ней эти задачи частично. Допустим, вы знаете месячный объем продаж. Ну и что? Его не с чем сравнивать, следовательно, непонятно, как регулировать этот объем. А если бы у предприятия существовал обоснованный план по объему продаж, то каждый день менеджер получал бы информацию: укладывается он в план или нет, и в результате чего возникло отклонение. В этом случае менеджер, действительно, владеет информацией и является именно менеджером, а не бухгалтером или секретарем?

    Другие службы в зависимости от выполнения плана продаж управляли бы своей деятельностью: закупкой, транспортировкой, прямыми расходами. А это еще один эффект - управленческий цикл полностью дает возможность работать компании как единому целому, устанавливая единые для всей компании ценности, цели и правила игры. Очевидно, что это облегчает взаимодействие между службами и повышает эффективность работы самой компании.

    То с чем Вы ознакомились это есть верхушка айсберга - такого понятия как управления, в других разделах Вы можете ознакомиться с современными и неординарными точками зрениями в области управления.







    МЕТКИ:


    Антикризисный менеджмент, антикризисная система, антикризисный план, антикризисное финансовое управление, антикризисное управление персоналом