Главная > 

Как используются консультанты?

Тот кто не с тобой, не всегда против тебя.

Десять основных направлений

   Для достижения основных целей консультанты вольны применять разные подходы. И клиенты, и консультанты могут выбирать стольких вариантов, что любая попытка дать исчерпывающее и их описание заранее обречена на провал. Однако задачи, которые должны решать консультанты по управлению, можно очертить приблизительно так:

  • предоставление информации;
  • предоставление услуг специалистов;
  • установление деловых контактов и связей;
  • предоставление экспертного мнения;
  • проведение диагностики;
  • разработка вариантов плана действий;
  • разработка систем и методов;
  • планирование организационных изменений и управление ими;
  • обучение руководителей и сотрудников;
  • психологическое консультирование и коучинг.

Предоставление информации

   Качество, полнота и актуальность информации - зачастую единств что нужно клиенту для принятия правильного решения. Это может информация о рынках, потребителях, отраслевых тенденциях, сырье, поставщиках, конкурентах, потенциальных партнерах, источниках ческой информации и знаний, политике правительства, распоряжениях: правилах, и т.п. Консультационная фирма либо имеет банки данных держащие подобную информацию, либо знает, где можно найти эти знания. Поиск и анализ данных может быть главной или даже единственной задачей консультанта. Наконец, любое консультационное задание обязательно содержит информационную составляющую. Не бывает консультирования без поиска информации и без работы с ней.

   Предоставление информации затрагивает такой деликатный в как конфиденциальность. Консультант должен знать, какие сведения можно предоставить клиенту, а какие - нет. Клиенту может быть сообщена информация, находящаяся в свободном доступе, а также данные, специально собранные для него или выведенные на основании косвенных сведений. Информация, собранная или подготовленная для предыдущих, клиентов, как и полученная из конфиденциальных источников, возможно, должна рассматриваться как конфиденциальная.

Предоставление услуг специалистов

   Предприятия могут прибегать к услугам консультанта, специализирующегося в какой-то области. Обычно к услугам такого рода прибегают, если работа носит временный характер или из-за нежелания нанимать дополнительного сотрудника. Некоторые клиенты, в основном руководители государственных предприятий, пользуются услугами консультантов для того, чтобы обойти ограничения по найму нового персонала и/или чтобы не держать в штате организации высокооплачиваемых специалистов. К краткосрочным услугам экспертов консультационных компаний обращаются и клиенты, по какой-либо причине вынужденные сократить свои технические подразделения.

   "Временное управление" представляет собой отдельный случай, и в последнее время этот вид аутсорсинга очень популярен. Он заключается в том, что организация-клиент "берет взаймы" сотрудника консультационной компании, который временно занимает какую-либо вакантную руководящую должность.

Установление деловых контактов и связей

   Многиеклиенты обращаются за помощью к консультантам при поиске новых деловых контактов, агентов, представителей, поставщиков, субподрядчиков; а также новых рынков, источников финансирования, дополнительных инвесторов, партнеров для создания совместных предприятий, при слиянии или поглощении. Задача консультантов может заключаться в подборе одного или нескольких подходящих кандидатов (людей или организаций). Консультант представляет клиенту список претендентов, оценивает степень их соответствия предъявляемым требованиям, рекомендует к рассмотрению лучшие варианты, ведет переговоры относительно условий слияния или сделок и выступает в роли посредника при заключении договоров. Часто именно так устанавливаются контакты в отраслях или странах, с которыми клиент недостаточно знаком.

Предоставление экспертного мнения

   К этой категории относятся самые разные виды деятельности консультантов. Консультант может привлекаться для предоставления экспертного мнения в случаях, когда клиенту необходимо выбирать из альтернативных вариантов, и он ищет беспристрастного и независимого совета для принятия решения. Консультанты могут привлекаться в качестве независимых экспертов-свидетелей в судебных разбирательствах, когда для вынесения решения требуются специальные знания. Мнение эксперта может быть также учтено и неофициально. Необходимо отметить, что в любом консультационном проекте, который включает этапы оценки и выбора потребуется экспертное мнение консультанта. Особенно, если существует риск принятия неправильных управленческих решений из недостатка информации, недальновидности руководства, отсутствия опыта, влияние эмоций и.т.д.

Проведение диагностики

   Навыки диагностики - один из главных активов консультанта. Эти навыки используются, например, при выявлении сильных и слабых сторон организации, позитивных и негативных тенденций, возможностей для развития и совершенствования; оценке конкурентоспособности; выявлении неэффективного использования ресурсов и т.д. Диагностика может проводиться применительно ко всему бизнесу или его части: конкретному отделу, сектору, виду деятельности, процессу, продуктовой линии, информационной системе и т.п.

Разработка вариантов плана действий

   За эффективно проведенным этапом диагностики может последовать разработка систем и плана действий. Консультанту предлагается самостоятельно выполнить весь объем работ или разработать решения совместно с клиентом, или выступить только в роли советника, если клиент решит разработать новые системы самостоятельно. Кроме того, консультанта могут попросить дать рекомендации, касающиеся предполагаемых вариантов действий.

Разработка систем и методов

   Большая часть всех консультационных услуг связана с использованием систем и методов, применяемых в таких областях, как планирование бизнеса и обеспечение управленческой информацией; планирование операций и контроль над ними; интеграция бизнес-процессов; управление запасами; обработка заказов; развитие продаж, учет персонала и мотивация.

   В основном консультационные компании специализируются на разработке одного или нескольких из этих направлений. Консультант может предложить как стандартные варианты систем, так и разработанные специально для конкретного клиента. Один из вариантов этого вида услуг: консультант сам решает, какая из возможных систем больше подходит Для данного случая, и несет полную ответственность за ее пригодность, настройку под существующие условия и реализацию совместно со штатом компании. И наоборот, клиент может самостоятельно вести работы по созданию и адаптации системы, прибегая в этих вопросах к помощи консультанта. Многие организации продолжают пользоваться услугами консультация до тех пор, пока система не будет доработана, отлажена и задействована полную мощность и не достигнет обещанной производительности. Большинство систем систем, с которыми приходится иметь дело консультантам автоматизированы, и их разработка и применение требуют объединения усилий консультантов по управлению и информационным технологиям. Основная часть проектов по разработке и внедрению новых систем приходится на область электронного бизнеса и электронной торговли.

Управление организационными изменениями

   Довольно часто клиент сам обладает достаточным уровнем технических и экономических знаний для управления организацией, но испытывает трудности и чувствует неуверенность из-за грядущих организационных изменений. Иногда эти изменения повергают людей в состояние стресса, так как затрагивают глубоко укоренившиеся связи, привычки, а также личные или коллективные интересы. В таких ситуациях от консультанта требуется умение управлять изменениями: обосновать необходимость изменений; разработать стратегию и план проведения изменений; выбрать и применить правильный подход: провести мониторинг процесса изменений; оценить достижения и полученные результаты, а также скорректировать действия, предпринимаемые руководством на всех стадиях осуществления изменений.

   Консультант может предложить рекомендации как по применению конкретных методов и подходов, с помощью которых предполагается произвести изменения, так и по вопросам межличностных отношений, конфликтов, мотивации, построения команд и другим проблемам организационного и личного характера. Значимость навыков человеческого поведения возрастает в проектах, в которых изменения могут стать серьезным стрессовым фактором для персонала, когда ожидается сопротивление реформам и когда руководству компании не хватает опыта для проведения перемен. Помимо со-вершенствования поведенческих навыков, которые часто называют "мягкими", консультант может также помочь в использовании так называемых "жестких" навыков. Эти навыки применяются при разработке эффективного графика проведения изменений; при планировании и координации; изменении структуры взаимоотношений и обязанностей; при перераспределении ресурсов, настройке систем учета и управления, предотвращении задержек; для обеспечения плавного перехода от старых механизмов и условий работы к новым и т.д.

Обучение руководителей и сотрудников

   Хотя обучение является частью любой консультационной деятельности, проведение тренингов и профессиональной подготовки руководителей и персонала компании может быть особым видом услуг, которые оказывают как отдельно, так и вместе с прочими услугами.

   Руководителя и сотрудников необходимо научить новым методам и техническим приемам, которые использует консультант в своей работе, чтобы по окончании проекта они могли самостоятельно их совершенствовать. На практике консультант сочетает диагностику, рекомендации по разработке систем и обучение.

   Обучение может выступать и как метод интервенции. Вместо того, чтобы возложить на консультанта самостоятельное проведение диагностики, разрешение проблем или внедрение новых методов работы на предприятии, клиент может предложить консультанту подготовить и провести тренинг или семинар по проблемному вопросу для своих руководителей и иногда от консультантов требуют выполнения заданий и подготовки отчетов, которые помогли бы руководителю предприятия подтвердить обоснованность его решения. Другими словами, руководитель хочет самостоятельно выбрать цели и принять единоличное решение, но при этом он должен иметь возможность сказать, что для этого он использовал рекомендации независимое и уважаемого эксперта.

   Рекомендации такого рода могут честно и корректно выражать мнение специалиста. А могут стать и своего рода ловушкой для консультанта. Специалист, согласившийся взяться за такую работу, может оказаться втянутым в тайный и запутанный мир внутрикорпоративной политики. Его отчет будет не только содержать техническое заключение, но еще и играть политическую роль. Она может оказаться конструктивной и полезной. Но может случиться и так, что отчет, представленный консультантом, будет использован в корыстных целях для отстаивания личных интересов. Независимая и беспристрастная оценка каждой ситуации. Позволит консультанту избежать риска оказаться в роли - козла отпущения.

   Например, консультант может предложить клиенту: обозначить необходимые меры по повышению производительности и представить соответствующую программу или провести несколько семинаров на тему обнаружения и устранения недочетов с целью повышения производительности.

Психологическое консультирование и коучинг

   Консультанты по управлению могут оказать неоценимую услугу руководителям и предпринимателям, которые хотят получить дружеский совет об их стиле руководства, поведении, рабочих привычках, взаимоотношениях с коллегами, слабых сторонах, а также о тех качествах личности, которым можно было бы найти достойное применение.

   Индивидуальное психологическое консультирование проводится с глазу на глаз, его обязательным условием является доверие и взаимное уважение участников. Оно должно быть неформальным и, обязательно, абсолютно конфиденциальным.

   Коучинг имеет сходное предназначение. Несмотря на его возможности лишь немногие консультанты предлагают клиентам коучинг в качестве отдельной услуг и лишь незначительное количество клиентов ищет ее.