Главная > 

Слияние у нас или поглощение?!

Ежегодно в нашей стране происходит более тысячи сделок поглощений или слияний. Более тысячи из всех Генеральных директоров находятся в неопределенной ситуации, каждый человек в такой ситуации ищет опору. В данной статье будут рассмотрены некоторые модели поведения в различных ситуациях Генеральных директоров различных предприятий.

Для начала следует ограничить сферу деятельности. Что сначала оценивается при покупке бизнеса? Дисконтированный денежный поток, покрытие сети, недвижимость, технология и оборудование. Чему смог научить нас кризис? Все это можно отнести к историческим данным.

Информация о процветании компании в прошлом не сможет гарантировать того же самого в будущем (управленческий консалтинг).

Например, вы купили за крупную сумму яхту. Расплатились и вступили на борт… Инструкция на борту на японском, команды нет, надвигается шторм, кого привлечь к ответственности за это? Теоретически можно привлечь посредников или бывшего владельца. При объединении или покупке бизнеса после завершения сделки не будет никаких рычагов воздействия. В сделках чаще всего участвуют аудиторы, инвестиционные банкиры и юристы. Их роль некоторым людям вполне понятна. Из приоритетов чаще всего выпадает сфера ключевых людей. Исполнителем является Генеральный директор, обычно у него нет даже теоретических знаний о том, как вести себя в ситуациях при объединении бизнесов.

Пан или пропал?

Новый объединенный бизнес начинает свою работу после того, как все копья сломаны инвестиционными банкирами и юристами, а также консультанты по налогам и учеты выполнили всю свою работу, все бумаги подписаны.

Подобная ситуация напоминает утро после свадьбы. Просыпаются молодожены, кто-то гремит на кухне, проходят малознакомые люди, дома такой беспорядок, что очень трудно найти даже свои тапочки.

Что же делать в такой ситуации? Нужно все выполнить хорошо? Что означает: выполнить хорошо?

То есть сделать все так, как было вчера. Теперь у вас есть свои партнеры и с ними нужно советоваться.

В российской практике обычно встречаются следующие характеристики при слиянии или поглощении.

При слиянии первое лицо принадлежит топ-команде или привлечённым с рынка руководителям. Культурным поглотителем является компания, являющаяся объектом инвестиции или привлекаются руководители с рынка.

При поглощении первое лицо принадлежит компании, которая оплачивает сделку. Культурным поглотителем является также компания, которая будет оплачивать сделку.

В нашей стране редко, но можно встретить случаи чистых поглощений. Оценка по данной типологии может проводиться до совершения сделки или после ее проведения. Главное, чтобы все участники сделки: команды, генеральные директора, собственники – четко понимали ситуацию, в которой они находятся в данный момент. Это позволяет делать даже самые сложные договоренности без отлагательств и без затяжек.

Многие эксперты считают, что сделки слияния не существует в принципе, все сделки при покупке или продаже бизнеса могут быть только сделками поглощения. Это может влиять на поведение владельцев бизнеса и топ-менеджеров. Именно выдуманное доминирование одной стороны над другой может привести к возникновению разрушительных последствий для отношений между фирмами.

Рассмотрим пример. Отставной полковник Петр Пантелеймонович всю жизнь провёл на службе. Он работал в компании со дня ее открытия. Он сильно не заигрывается, бдит, служит достойно, приносит информацию. К появлению новых людей в компании относится очень настороженно. Хозяин фирмы объяснил, что они прикупили новую фирму. Служащим данная ситуация была понята по-своему. Он начал наблюдать за новыми сотрудниками. Данный служащий начал делиться своими мыслями с новым партнером. В итоге все профессионалы ушли с работы, хотя изначально предполагалось объединить усилия двух компаний.

Для чего нужны консультанты?

Ставь только самые высокие, большие, но реальные цели,
ибо к маленькой цели ведет только один путь, а к большой много путей.

Пять основных целей :

   Руководитель может обратиться к консультанту, если он осознает необходимость в помощи независимого профессионала, и чувствует, что именно : консультант может оказать помощь. Но о помощи какого рода мы говорим? С какой целью прибегают к услугам консультантов.

goal

 Цели консультирования могут рассматриваться с разных позиций и по-разному описываться . Рассмотрим пять основных, общих целей, которые преследуют клиенты, прибегающие к услугам консультантов, независимо от области воздействия и используемых методов интервенции.

  1. достижение целей и задач организации ;
  2. решение управленческих и деловых проблем;
  3. выявление и использование новых возможностей;
  4. обучение;
  5. внедрение изменений в работу организации

Достижение целей и задач организации

   Основной и первостепенной задачей консультирования в области управления является оказание клиентам помощи в достижении деловых, социальных и других целей. Эти цели можно по-разному сформулировать: выход на лидирующие позиции в отрасли, достижение конкурентного преимущества, удовлетворение запросов потребителей, достижение максимально высокого качества или производительности, корпоративное превосходство, достижение высоких показателей деятельности, прибыльности, результативности, роста и т.д. Несовпадения в концепциях и терминах объясняются различиями в образе мыслей и приоритетах консультантов и их клиентов, текущим состоянием искусства управления и даже модой. Однако все можно привести к общему знаменателю: консультирование должно приносить организации клиента добавленную ценность, которая должна быть материальным, измеримым вкладом в достижение главных целей клиента.

   Это - главное и обязательное предназначение управленческого консультирования, оно составляет рациональную основу и задает направление любой консультационной деятельности. Есть ли смысл в организационном обучении или затратных рискованных мероприятиях по реструктуризации клиентской организации, если это ни на шаг не приблизит ее к достижению главных целей? Какова польза от успешного разрешения пары на вид неотложных управленческих проблем, если "словно две головы мифической гидры, вырастающие на месте одной отрубленной, найденные решения часто оказываются погребенными под завалом новых проблем"?

   Достижение поставленных целей предполагает, что эти цели уже сформулированы клиентом. В некоторых организациях этого не происходит, и руководство компании управляет, не видя перспективы, цели или же вовсе не понимая смысла своей деятельности. В этом случае основным вкладом консультантов в работу компании может быть помощь в формировании у клиента его видения будущего компании, постановке честолюбивых, но достижимых целей, в разработке стратегии. Кроме этого консультант может помочь клиенту взглянуть на текущие проблемы и возможности в свете долгосрочных и основополагающих целей организации.

Решение управленческих и деловых проблем

   Наиболее часто упоминаемой целью консультирования является помощь руководителям в разрешении стоящих перед ними проблем. Консультант должен оказать профессиональную помощь в выявлении, распознавании и решении проблем, касающихся самых разных областей управления и бизнеса.

   Коммерческие предприятия обращаются к услугам консультантов при наличии, например, следующих "проблем" (к которым читатель, вне всякого сомнения, может добавить еще великое множество:

  • недовольные клиенты
  • неудовлетворительные результаты деятельности компании
  • непредвиденные потери и убытки стихийные бедствия и природные катаклизмы
  • потеря важного рынка
  • отсутствие перспектив
  • устаревшая система контроля
  • не оправдавшие себя инвестиции упущенные возможности
  • боязнь перемен
  • высокая текучесть кадров
  • искаженное самовосприятие
  • нехватка денежных средств
  • неиспользуемые ресурсы
  • давление со стороны конкурентов
  • неудача в достижении целей неуверенность в собственных силах
  • излишняя самоуверенность
  • медлительность в действиях
  • внутренние конфликты

   Необходимо иметь в виду, что термин "проблема" имеет разные толкования. Если "проблема" значит: ошибка, неудача, недостаток или упущенная возможность, то задачей клиента и консультанта будет узконаправленный анализ прошлого, а внимание должно быть сосредоточено на корректирующих мерах (подразумевающих соответствующую критику и меры ответственности для конкретных людей и за конкретные действия).

   Помимо этого термин "проблема" может использоваться шире и описывать ситуацию, когда появляется несоответствие между тем, что должно происходить и тем, что происходит на самом деле. В такой трактовке проблема описывается в сравнении, т.е. определяется как расхождение, противоречие между реальным и желаемым. Кроме того, должен быть кто-то, кого затрагивает подобное противоречие, и кто ставит своей целью устранение этого противоречия или уменьшение его последствий.

   Иногда текущее состояние дел в организации клиента сравнивается с состоянием, имевшим место в прошлом. Если наблюдается ухудшение положения, например, понижение уровня продаж или уменьшение прибыли, то проблема определяется как "необходимость восстановить исходное состояние дел в компании". Поэтому иногда консультантов называют ликвидаторами проблем, корпоративными докторами или врачевателями бизнеса.

   Альтернативный вариант, когда текущее состояние сравнивается со стандартом (эталоном). В этом случае проблема определяется как "необходимость превзойти эталонные показатели или хотя бы соответствовать им". В качестве критерия оценки состояния дел могут выступать уровень качества продукции конкурентов, ассортимент предлагаемых ими моделей или послепродажное обслуживание.

   Такие проблемы наблюдаются даже у преуспевающих и устремленных в будущее компаний, преследующих далеко идущие цели: увеличение конкурентного преимущества, выход на лидирующие позиции в отрасли, использование новых рыночных возможностей и т.д.

   Термин "проблема" используется для обозначения неудовлетворенности клиента, которая вызвана определенными расхождениями между реальным и желаемым состоянием дел в организации. Таким образом, некоторые проблемы могут быть вызваны совершенными ошибками или упущениями, а другие будут связаны с перспективами, возможностями и планами по совершенствованию бизнеса в будущем.

Выявление и использование новых возможностей

   Большинство консультантов понимают, что могут предложить клиенту гораздо больше, чем просто помощь в преодолении трудностей. Многие успешные компании и организации с грамотным управлением время от времени прибегают к услугам консультантов для поиска причин и устранения нежелательных отклонений в своей работе. Однако в большинстве случаев они предпочитают обращаться за помощью к консультантам, чтобы обнаруживать новые возможности и использовать их. Такие компании и организации рассматривают помощь консультационных фирм как источник ценной информации и идей, которые можно воплотить, например, при разработке новых продуктов и рынков, оценке возможностей и внедрении современных технологий, повышении качества продукции, удовлетворении потребностей клиентов, развитии и мотивации персонала, оптимизации использования финансовых ресурсов, поиске новых деловых контактов, заключении контрактов и т.д.

   Опыт показывает, что даже самые влиятельные и могущественные корпорации для выработки новых идей и поиска новых возможностей прибегают к помощи консультантов. Примером является консультирование в области электронного бизнеса. Его цель - не просто разрешение существующих проблем, а помощь клиенту в поиске неиспользованных возможностей, которые могут быть реализованы посредством принятия новых подходов к ведению бизнеса.

Обучение

   "Единственной работой, за которую консультанту стоит браться, является работа, которая обучает - учит клиента и персонал фирмы более эффективно управляться с делами", - утверждает Линдон Урвик, ученый, который внес большой вклад в развитие управленческого консультирования. Современную концепцию консультирования невозможно представить без этого ее аспекта. Многие клиенты обращаются к консультантам не только для того, чтобы разрешить какую-либо проблему. Они также хотят получить от консультантов специальные знания технического характера (например, в области анализа окружения, реструктуризации бизнеса или управления качеством) и усвоить методы, используемые при оценке работы организаций, выявлении проблем и поиске новых возможностей, а также при разработке и проведении изменений (методы интервьюирования, диагностики, коммуникации, убеждения, организации обратной связи, оценки и т.п.).

   Консультационные проекты становятся образовательными проектами и направлены на обеспечение компании клиента новыми знаниями и оказание помощи управляющему и рядовому персоналу предприятия в усвоении уроков собственного опыта и опыта консультантов. Процесс консультирования является для организации способом помочь себе и стать обучающейся организацией. Как уже отмечалось, такой обмен опытом является двусторонним, так как помогая клиентам учиться на собственном опыте, консультант и сам расширяет кругозор и повышает свой уровень компетентности. Образовательная составляющая процесса консультирования имеет, вероятно, наиболее важный и длительный эффект. Усилить его могут правильно подобранная методика и высокая степень вовлеченности клиента в процесс консультирования. Поэтому в нашей книге мы будем уделять этому вопросу особое внимание.

Внедрение изменений в работу организации

   Агент изменений - часто используемое определение консультанта. И консультанты этим гордятся, так как оно отражает еще одну важнейшую функцию консультирования: научить организацию клиента понимать смысл происходящих перемен, принимать их и изменяться таким образом, чтобы выживать и достигать успеха в среде, где постоянны только перемены. Значение этой задачи консультирования в последнее время существенно увеличилось. Это вызвано множеством факторов, среди которых можно выделить рост интенсивности изменений в деловой среде, актуальность мониторинга перемен и их последствий для организации, необходимость повышения адаптируемости сотрудников. Услуги по аренде недвижимости окажет питерская риэлторская фирма «Петроаренда». АН Петроаренда окажет содействие по сдаче жилья в Петербурге на длительные сроки